Видеожурнал для всех, кто неравнодушен к своему краю

Является приложением к печатному изданию "Детско-юношеский туризм и краеведение России"
КРУГИ ПО ВОДЕ
Круг - один из символов сплочения, общности и движения. Когда-то, появление колеса-круга существенно ускорило прогресс и изменило будущее человечества.
Каждый этап жизни, в том числе пионерской организации и тех молодежных и детских движений, которые существовали в 20 веке, оставлял свой след в истории нашей страны.
И нам, как исследователям и краеведам, хорошо бы посмотреть - а какие это были круги? Какие волны они вызывали? Большие? Малые? Как они влияли на то, как двигалась наша страна? Какие у нас вырастали дети? Какие становились взрослые? Как они менялись? Менялись ли ценности? Менялись ли цели?
В этому году мы запускаем цикл публикаций и эфиров "Круги по воде". Осмысляя прошлое, мы живем сейчас, запуская какие-то круги по воде в будущее.
Думай глобально! Действуй локально!
капсула времени

ПИОНЕР - у этого слова много значений. Так называли тех, кто осваивал неизведанные земли, так называли возводящих дороги и траншеи солдат, так именовали себя ребята, вступившее в ряды Всесоюзной пионерской организации. Пионером называли и тех , кто открывал новое в своей профессии.
Мы хотим обратиться к опыту пионерской организации, чтобы переосмыслить опыт. В том числе, опыт педагогический.
Крупская Н.К., Макаренко А.С., Газман О.С., Иванов.И.П., Крапивин В.П. - в разное время были первооткрывателями новых направлений педагогики детского коллектива.
Давайте попробуем взглянуть на историю Пионерии с разных сторон, и начнем... с карты! Хороший путешественник никогда не пренебрегает возможностью изучить маршрут!

Карта 50 летия ВПО
Давайте попробуем взглянуть на историю Пионерии с разных сторон, и начнем… с карты! Хороший путешественник никогда не пренебрегает возможностью изучить маршрут!
Мы приготовили для Вас викторину по истории пионерской организации. Ответы Вы сможете найти на карте!
викторина по пионерии
ЗАГОЛОВОК
ЭкскурсПРОПионерию
АНОНС Команда «Умники» представляет своё удивительное путешествие в пространстве и времени.
Осторожно! Ожившие экспонаты!
г.Заволжье
наставник Статьина В.В
ЗАГОЛОВОК Пионерский сбор
«Капсула времени»
АНОНС
Зачем изучать историю ВПО или о чем могут рассказать горн и барабан
Рапортуют команды Марафона Краефест 2022!
Заголовок "Музей выходит в город"
АНОНС Наблюдение всегда приводит к изменениям. Это доказали участники команды выйдя за привычные границы музея.
команда музея "Истоки"
МОУ ДО "ДЮЦ".
г. Новодвинск
наставник Тельнихина Т.
ЗАГОЛОВОК
Дорогами ГПШ «Орленок»
АНОНС . О находках и находчивости пионеров-штабистов, об активной позиции и будущих планах рассказывает
команда “Содружество краеведов
г.Борисоглебск
наставник Недорезова О.И
всероссийская акция капсула времени
О проведении мероприятий в образовательных организациях, посвященных 100-летию со дня рождения пионерской организации.

Пионерское движение - одно из самых масштабных детских движений в истории XX века. На протяжении целого века объединяло в своих рядах детей и подростков. Несколько поколений нашей страны прошли свое взросление в пионерии, участвовали в проектах, программах, пионерских мероприятиях в звеньях, отрядах, дружинах, штабах, в пионерских сменах, походах. Историческое значение этого движения еще предстоит определить, осмыслить и изучить исследователям, педагогам, психологам. Осознание этого опыта уже сейчас помогает грамотно выстроить работу современным детским и молодежным организациям, движениям, клубам, отрядам: расставить приоритеты, учесть ошибки прошлого, построить свою работу на принципах самоорганизации, самоуправления, самодеятельности и кооперации.

Для многих пионерская организация стала школой лидерства. Пионер – значит первый, он берет на себя ответственность, не боится трудностей, проявляет инициативу. Пионеры XX века – это герои и труженики тыла во время Великой отечественной войны, это следопыты, искатели, тимуровцы, коммунары. Лучшие пионерские отряды и дружины ориентировались на организацию общественно-полезной деятельности, помощь другим людям.

В индустриальный XX век пионеры активно включались в трудовую жизнь страны. Шефами пионерских лагерей, дружин, отрядов выступали предприятия, организации. А пионеры становились наставниками (шефами) для младших школьников – октябрят.

В истории пионерской организации страны были разные этапы. Пионерское движение вместе со страной разделяла победы, переживала сложные времена, падения и взлеты.

Пионерия зародилась во внешкольной среде. Пионерское движение существенно повлияло на сам облик школы, а школьная система значительно повлияла на саму пионерскую организацию, на методы и формы работы. Во второй половине XX века вновь рождаются внешкольные пионерские дружины. Лучшие формы и методы работы в пионерских организациях стали основой педагогики сотрудничества, коммунарской методики, используется в современных практиках групповой работы. Школы пионерского актива, смены «Орленка», «Артека» и других ВДЦ (как-то по-другому они раньше назывались) стали своеобразной школой лидерства советской эпохи.
Рекомендуемые темы для разработки программы мероприятий, посвященных 100-летию пионерской организации.

- История пионерского движения;
- Школа пионерского актива, пионерские штабы как школа лидерства советской эпохи;
- Трудовые и героические подвиги пионеров в годы Великой Отечественной Войны;
- Судьба человека. Пионерские истории;
- Пионерские будни в моей семье;
- Октябрята – младшие друзья пионеров;
- Символизм. Символика. Атрибутика. Романтизм или формализм?
- Песни по кругу (песенная культура и традиции);
- Фильмы о пионерской организации;
- Жизнь в пионерском лагере;
- Пионерские издания: газеты, журналы, эфиры;
- Библиотека юных пионеров;
- Пионерские места моего города;
- Следопыты – исследователи XX века;
- Тимуровское движение;
- Всероссийские детские центры (ВДЦ) – кузница будущих кадров для страны;
- Вожатый – звучит гордо;
- История славных дел;
* Данный список тем является примерным. Организации могут изменить и дополнять при разработке программы проведения Акции.

В календарь мероприятий месячника «Капсула времени» рекомендуется проводить мероприятия в следующих форматах:

- Конкурс сочинений и эссе «Капсула времени. Письмо в XXII век»
- Выставки и экспозиции в школьном музее;
- Экспозиции « Музей в чемодане»
- «Ожившие экспонаты рассказывают»;
- Конкурс стенгазет;
- «Лендинг – стенгазета XXI века»;
- Конференции исследовательских проектов;
- Трудовые десанты «Будь готов!»;
- Волонтерская акция «Подарок далекому другу»;
- Устный журнал (подкаст) - выпуск школьной радиогазеты;
- Туристические спортивные соревнования «Всегда готов!»;
- Спартакиада пионерских игр;
- Вечер-путешествие «Страна Пионерия»;
- «Ярмарка – сделай сам, научи другого»;
- Тимуровская разведка;
- Пионерский кинотеатр;
- Конкурсы сочинений, эссе «Пионер - супергерой XX»;
- Вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
- Пионерский маршрут (по следах путешествий, экспедиций пионеров)

ссылка на документ

В рамках IX Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса» и сетевого дистанционного межрегионального семинара «Антропология детства и образования» состоялся очень интересный воркшоп "Опыт исследования позитивной социализации участников временных детских объединений". Мы публикуем установочный доклад д.п.н. Куприянова Б.Н. Полную версию смотрите в следующем номере видеожурнала "Говорю как краевед"

Даешь проектов новых и разных!!!
Найди новую тему для исследования!
Редакция рекомендует!
Изучать опыт прошлого можно по-разному: обращаться к литературе и фильмам, работать с источниками, знакомясь с очевидцами знаковых событий страны.
А можно посмотреть на эпоху через призму того, как изображали ее художники, архитекторы, скульптуры. Мы же предлагаем посмотреть на историю пионерской организации и попробовать увидеть основные ее вехи, цели и смену приоритетов через обложки самого известного детского издания - советского журнала «Пионер». Герои обложки, цвета и шрифты, лозунги и атрибуты - они могут раскрыть Вам свои тайны!
Кому интересно? Кто хочет попробовать найти интересные закономерности? Кто хочет научиться видеть следы времени? Мы готовы организовать консультацию специалистов на стадии формирования проектной цели! Будь готов! Всегда готов!

«Изобретатели» - все те, кто трудятся, мыслят, разочаровываются, но следом за этим, шаг за шагом, снова овладевают культурой - то есть, умением на каждом этапе пути отбрасывать худшее, неприемлемое, и «культивировать» все ценное, оправдавшее себя.
В. Хлебников
Из книги В.П.Крапивина «Струна и люстра»
Барабаны мы клепали не для сказки...
об уникальном разновозрастном отряде "Каравелла"

60 лет - это и для человека и для организации солидный возраст, так принято считать. Показать на страницах нашего журнала все, что успели пережить многие поколения мальчишек и девчонок из отряда " Каравелла" г.Екатеринбуга вряд ли получится. Но нам повезло в том, что одно из направлений работы отряда - журналистика. А это значит, мы можем узнать все из первых уст!
И о том,как выпускник журфака, Владислав Петрович Крапивин, в будущем известный детский писатель, стал Командором...
И о том, чем жил отряд, как появлялись паруса, журналистика и своя киностудия...
Итак, начнем!

Ларису Крапивину знают многие. Поэтому послушать ее рассказ о том, как начинался отряд "Каравелла" - это значит получить информацию из первых рук!
"Во многом это случилось потому, что в команде «Бандерильи» был писатель-сказочник, который уже начинал творить чудеса на страницах своих произведений. Его звали Владислав Крапивин.

«Много лет тому назад начинался наш отряд…»
2 июля 1961 года на одном из чердаков двухэтажного дома пригородного района Уктус в Свердловске (ныне Екатеринбурге) собралась компания ребят, которая затеяла игру в команду придуманного корабля. Они сделали штурвал из велосипедного колеса, рынду из простого детского ведерка для песочницы… Все реальные плавания и захватывающие приключения были далеко впереди. А была мечта, чтобы на любой дороге грела мысль о родном доме, чтобы в команде никто не обижал друг друга, чтобы была защита, поддержка и опора, чтобы можно было доверять тому, кто рядом, и верить в доброту, честность, дружбу, товарищество. Так началась «Каравелла»…
Заголовок: Крапивинские отряды. Круги по воде
подзаголовок: из цикла передач "История детского и молодежного движения. ХХ век"
Мы решили попробовать разобраться в том, как на стыке педагогики и литературы родился внешкольный разновозрастный пионерский отряд "Каравелла".
Заголовок "Молодым везде у нас дорога"
подзаголовок: фрагмент документального фильма ,1974
На этих черно-белых кадрах хроники отряда запечатлен один из самых важных этапов - прием нового кандидата в члены отряда на совете капитанов.
Интересно узнать, кем стали эти мальчишки?
Заголовок Владислав Крапивин о силе и смысле Слова
подзаголовок Обращение Командора ко всем читателям
анонс: Что заставляет людей брать книгу в руки? Желание найти идеальный мир? Испытать на себе дух приключений? Да и можно ли сейчас, в 21 веке найти ответы на вопросы в книге?


Заголовок "Крапивинский метод воспитания в разновозрастном объединении "Каравелла"
подзаголовок цикл. "Антропология детства и образования"
Интересный семинар-дисскуссия,нацеленный на совместный поиск критериев для научной рефлексии крапивинского педагогического опыта.




"Мчится всадников черная россыпь
Сквозь кустарник, туманом одетый,
По холодным предутренним росам
Под оранжевым флагом рассвета."
Владислав Петрович Крапивин
"Мальчик со шпагой"

Сделано на Padlet
Впервые повесть «Мальчик со шпагой» была опубликована в 1974 году в журнале «Пионер». Как случилось так, что эта книжка запустила целое движение РВО, разновозрастных отрядов? В каких городах они появились? Они были морскими? Как они жили? С какими трудностями сталкивались и ребята и руководители? Какой опыт можно взять сейчас из работы РВО?
Это круг вопросов, из которых может получиться интересный проект или исследование! Редакция журнала "Говорю как краевед" обещает организовать консультацию по этой теме!
марафон краефест 2022

текст
ЗАГОЛОВОК МАРАФОН
подзаголовок ОН ОБЕЩАЛ И ОН ВЕРНУЛСЯ!!!
В период с 15 марта по 15 апреля 2022 года был проведен Исследовательский марафон Всероссийского фестиваля краеведческих объединений . Как всегда, мы собрали команды со всей страны и запустили треки. Целый месяц, ежедневно, очно и дистанционно, команды "бежали" краеведческую дистанцию на нашем Марафоне! Высокий темп, интересные формы проведения всех этапов фестиваля ,"объясняшки" от команды организаторов!

А в цифрах это выглядит так:
30 Регионов
137 Команд и наставников
661 исследователь
более 100 визиток
79 команд - номинантов Фестиваля!
Судьбы людей и организаций, чемоданы экспонатов и впечатлений, десятки пройденных маршрутов, разработка будущих экспедиций, старинные рецепты и игры с дополненной реальностью - неполный список того, что успели мы за Марафон!





"ЭкскурсПРО"
"Селигер.Живая природа"
"Музей в чемодане"
"Копаем глубоко"
"Снимаем как профи"
"Игровест"
"ПИПЛ"
«Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе...». Александр Суворов
Steve Jobs
Apple CEO
листалка трекеров с подписями
Наставник - тот, кто может помочь перейти на другой уровень проекту, команде, участнику. Его основной инструмент - личный опыт. Но это не про то, что нужно быть безошибочным и идеальным. Это, скорее, про то, что наставник тоже должен уметь учиться. Поэтому наставники Марафона встали на старт чуть раньше. С марта 2022 года на курсах повышения квалификации они изучали новые подходы в сопровождении проектно-исследовательской деятельности. Кто я? Наставник-тренер? Наставник-учитель? Наставник-друг? Как умело сочетать в своей работе разные позиции наставничества?
Не все, но многие ответы мы нашли на Марафоне!


листалка
1) Защита замысла проекта, по "краефестному": АЗС - дело ответственное!
2) Д.А. Алексеев, трекер "ЭкскурсПРО"
3) Полевые экскурсионные работы
4) Е.Н. Кашина, трекер "Сказание о еде"
5) Краефест сближает!
6) Г.А. Глазунов, трекер "Снимаем как профи"
7) Проект - это всегда поиск!
8) И.С. Югова, трекер "Музей в чемодане"
9) А что можно положить в чемодан? На Краефесте - целый музей!
10) А.В. Непомнящий и О.В. Непомнящая, трекеры "Копаем глубоко"
11) Прокачиваем навыки археологических экспедиций
12) Музей - как источник знаний
13) А.Г. Озеров, трекер "Селигер. Живая природа"
14) Проектировочная сессия: всё по-взрослому
15) А.А. Митина, трекер "Игровест"
16) Чемодан сельской модницы
17) М.М. Ленская, трекер ПИПЛ
18) Бекстейдж



ПИПЛ - проектно-исследовательская педагогическая лаборатория во второй раз объединила на Краефесте педагогов и методистов. Нам было интересно посмотреть на исследовательский марафон Краефест-2022, как на процесс формирования ЗАМЫСЛА проектно-исследовательской деятельности. Мы обсуждали роль наставника в сопровождении проектно-исследовательской деятельности, искали новые форматы для работы над замыслом и рефлексией. Одна из групп исследовала треки Марафона, выявляя сильные и слабые стороны, уникальные инструменты трекеров и работы команд. Все это проходило в реальном времени на страницах ВК, в группах трека. Все этапы Краефеста - от визитки до защиты - проекта были изучены. Итоги Вы можете посмотреть в презентации.
Заголовок команда Наследие
трек Экскурс ПРО
город Торопец, Нижегородская обл.
наставник Пумпурс Е.Н.
Заголовок команда Краеведы
трек Музей в чемодане
с. Кильмезь, Удмуртия
наставник
Дровосекова Н.
Заголовок команда АпельСиМки
трек Сказание о еде
г.Салават, Башкыртостан
наставник Чиркунова О.П.
Заголовок команда Супоневские зяблики
трек Музей в чемодане
с. Супонево, Брянская обл.
наставник Власенко М.Н.
Заголовок комада Ис-Кра
трек Снимаем как профи
с.Тыловай, Удмуртия
наставник Бегенеева Е.Р.
Заголовок команда Экоигроки
трек Игровест
г. Кстово
наставник Митрофанова Н.Н.
Заголовок команда Искра
трек Копаем глубоко
пос. Октябрьский,
Свердловская обл.
наставник Конькова И.М.
Заголовок команда Наследие
трек Селигер. Живая природа,
г.Торопец
наставник Колесникова Н.Н.
Oтзывы
Участвуем в Краефесте первый раз - команду пригласил региональный координатор. Очень необычный формат проведения мероприятия краеведческого характера. Планирую нечто подобное запустить как проект городского масштаба среди школ. Хочется во всех треках поучаствовать. А "Музей в чемодане" очень понравился своим форматом!
Что-то
Очень понравились:
- динамика поведения
- очень много интересных, живых, динамичных находок ведения страничек треков
- круглосуточное "ведение" Краефеста организаторами
- находки с "объясняшками"
- креативный подход некоторых наставников к работе на своем треке

S
Не хочется заканчивать, дети спрашивают: Что дальше? Но итог подвести нужно: что достигли и к чему идти дальше. Хорошо было то, что четко обозначены сроки: к какому времени что нужно сделать. Это дисциплинирует. Интересная работа была в треках, много полезной информации.

ИЛИ
возможность заявить о себе, увидеть себя со стороны, сравнить с другими, перенять опыт и сократить время на освоение нового и формирование навыка. В формате единоличного развития это заняло бы больше времени. К плюсам можно отнести и формат дискуссии и уважение на всех этапах работы
S
Ребятам очень понравилось снимать визитки, с прошлого года у них стало лучше получаться. Это удобный и яркий способ представления команды. Сотрудничество с другими регионами в онлайн-формате очень стимулирует ребят к работе. Они "не варятся в собственном соку", видят, что другие ребята очень заинтересованы в краеведческой работе . Может быть,потому что нам достались прекрасные команды из Марий Эл!
A
Когда команда подходит к финишу, наставник часто становится тренером. Ему важно помочь команде собрать и упаковать материалы, и сделать это на максимальном для себя результате. При этом, не менее важно удерживать во внимании свои педагогические задачи.
Некоторые итоги Исследовательского марафона Краефест 2022:
О том, что привезла в своем чемодане сельская модница, что такое авоська, баргет и вытиральник, узнали юные исследователи-краеведы трека "Музей в чемодане". Девчата и сами примерили настоящие наряды из бабушкиного сундука и показали реконструкцию с элементами сторителлинг-театра.
трек "Музей в чемодане", команда Девчата, Ульяновская обл.,наставник Штеле В.А.
Команда
Город
Команда
Город
Команда
Город
Команда
Город
Команда
Город
Исследовательский вопрос - а почему наше село называется "Большой Зетым" привел команду" Деффченки" не только к роднику, с которого все началось, но и к рождению настоящего режиссерского сценария. А о том, какие погодные условия сопровождали съемки первых кадров для фильма, В узнаете из фрагмента будущего многосерийного краеведческого сериала.
трек Снимаем как профи, команда Деффченки, Удмуртия, наставник Рябинина Н.Н.

Что копали глубоко на треке зимой участники команды "Возрождение", Ульяновской области? Ведь в марте еще лежал снег! Ответы на вопросы: откуда вокруг… столько городищ? Кто населял эти места в древности? И по каким признакам можно понять возраст керамического черепка? Итог понятен - к археологической экспедиции ГОТОВЫ!!!
трек Копаем глубоко, команда "Возрождение", с.Ундоры, Дойко С.Л

меняем на ПИПЛ . Работа в лаборатории - это всегда поиск. Что нового могли найти педагоги и методисты лаборатории, исследуя такие темы как планирование в работе, рефлексия? Вы думаете, что это скучное занятие? А вот и нет! На самом деле, педагоги ужасно любят играть! А что у них получилось - смотрите сами






Марафон Краефеста можно сравнить с игрой - а в ней, как известно, важно не только научиться разбираться в правилах и пройти весь маршрут, но и обсудить итоги. Ведь следующий маршрут лучше выстраивать с учетом ошибок и успехов предыдущего. Команда Наследие точно знает этот секрет! Спасибо ребята за теплые слова!
трек ЭкскурсПРО команда "Наследие" Нижегородская обл., наставник Пумпурс Е.Н.







И где бы, в каком бы далеком и прекрасном краю человек ни был, всегда ему хочется плыть куда-то еще дальше, встречать новые берега, города и людей.


Аркадий Петрович Гайдар
Подводящий текст про спецкоров
И о мечте. Главная мечта нашего журнала - сетевая редакция!
Это наш спецпроект. И, как любой проект, он начинается с ЗАМЫСЛА!
На марафоне нам пришла одна идея! Сделать в нашей редакции спецкоров!
Нам нужен ваш взгляд! Ваше спецкоровское видение!
От нас - удостоверение спецкора, темы, ТЗ, публикации на страницах ВК и видеожунала!
От вас - новые темы, фото и видеорепортаж, интересные лендинги и статьи!
Ну что, НАЧНЕМ!!! Прокачай свои навыки!
А пока Вашему вниманию представляем подборку интересных материалов от будущих спецкоров с исследовательского марафона Краефест-2022

Зум эфир рефлексия с лучшими командами
Заголовок
текст к видео
автор Как подписать команды
город
Со всех сторон,
От всех треков
и трекеров слышится:
Снимай!
Копай!
Узнай!
Играй!
Чемодан собирай!
И - испытай себя в походах значительных!
Иди с нами в даль - дальнюю, умопомрачительную!


Финишировать надо ЯРКО. Поэтому мы запустили флешмоб "Говорю как краевед"! А помогли нам в этом команда сотрудников Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей Федерального центра дополнительного образования и участники Исследовательского марафона Краефест - 2022 года!


даешь флешмоб
Марафон завершился?! Краефест продолжается!
Знаете, как после большого марафона- продолжаешь жить в темпе. Вот и мы не стали останавливаться на достигнутам и решили объявить большой краеведческий флешмоб . Вы не успели к нам присоединиться?
ТОГДА жми сюда!
Читай правила и становись спецкором!
ссылка на падлет
https://padlet.com/mashalenskaya/zj4yh86f6aa3dvs6

найди
напиши
сними
опубликуй
"Книги - это переплетенные люди"

Антон Семенович Макаренко

Подвал скопировать номер 5, КРОМЕ состава редакции
Редакция
Ленская М.М., Ленский С.В., Глазунов Г.А., Глазунова О.В.

Собкоры Краефеста:
Соловьева Е.А., г. Рязань, команда "Евпатий Коловрат",
М. Сукаленко, г. Пушкин, команда "Мы земляки по Царскому селу",
М. Тихомиров, г. Торопец, команда "Наследие"

благодарим Л.А. Крапивину, Д. Неугодникова, А. Мещерякову - за предоставленные материалы из архивов отряда "Каравелла"